Когда восточная женщина становится повелительницей архитектуры


Мадлен Вионне — повелительница естественных линий и элегантного вида в моделировании одежды. Но есть еще одна гениальная женщина, которой удалось воплотить те же идеи в архитектуре. Причем она — наша современница. Звали ее Заха Хадид, а в 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов). Заха Хадид прошла довольно тернистый путь к своему олимпу. Иранской девушке очень сложно построить такую карьеру, когда связывают обычаи, религия и обязанности перед семьей. Она получила начальное образование во французской школе монастыре в Багдаде, затем — архитектурная школа в Лондоне. Из-за большой тяги к знаниям и желания доказать, что мусульманские женщины не только созданы для домашнего очага, но и превосходно могут трудиться в сфере знаний, Заха Хадид становится лучшей ученицей, но с большим багажом знаний и необычных идей ей пришлось нелегко. Как вспоминают ее учителя, из-за яркой оригинальности творческого языка, она была «планетой на своей собственной орбите». Ее необычные и оригинальные проекты побеждают во многих конкурсах, но первое время молодого архитектора преследуют неудачи — то заказчик разорится (проект клуба «Пик» в 1983 году на холме над Гонконгом), то застройщик пугается под влиянием общественного мнения оригинальности дизайна оперного театра в Кардиффе (Англия). Только после того, как в 1999 началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати (США), Хадид стали приглашать для работы в разных странах мира. Потому что ее творческая энергия, потенциал новатора, фантазия и смелость при воплощении своих замыслов делает «невозможное» реальным. Каждый новый проект, созданный женщиной-архитектором, кажется ещё более дерзким и невыполнимым по сравнению с предыдущим, но для талантливого человека нет границ. Она проектирует и «возводит» уникальные по своим характеристикам сооружения во всех частях света — Милан, Марсель, Неаполь, Дубаи, Москва, Лондон, Рим, Барселона, Сингапур и даже австрийские Альпы демонстрируют гениальные творения Захи Хадид. Так что мнение о пассивности восточной женщины — всего лишь миф.